Главная       Дисклуб     Наверх на "Трудовые коллективы"   Наверх на "Конкретная экономика"

 

ОТ НАРОДНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ К НАРОДНОМУ ГОСУДАРСТВУ

(к выступлению на семинаре при ЭФГ 26.05.06)

Немногие знают, что мы заблудились на путях истории, пойдя после Великого Октября не вперёд, к коммунизму Маркса, а назад, в сумерки православно-феодального социализма и даже рабства сталинщины. Ещё меньше тех, кто готов это принять и понять. И тем отраднее видеть, что пролетарское сознание, даже неискушённое в глубинах и тонкостях настоящего марксизма, вновь выбирается к нему из средневековой глухомани. И нам, дабы восстановить мобилизующую мощь октябрьских лозунгов, указывавших широкую дорогу к созданию действительно общенародного, бесклассового государства, нельзя пренебрегать ни одной инициативой, отражающей эту неистребимую тягу народа к правде и справедливости.

Одной из таких инициатив является движение за создание народных предприятий, другой – за персонализацию собственности. Хотя название темы моего выступления оправдано более в пропагандистском, чем в практическом смысле, но без этой пропаганды дорога к практике не откроется. Широкое же создание действительно народных предприятий, как и широкая персонализация собственности возможны лишь в обратном порядке, после становления этого общенародного, бесклассового, то есть, в классическом смысле, фиктивного государства.

Основными идеями этих инициатив, как я их понимаю, являются:

– Для движения за создание народных предприятий – идея преодолеть отчуждение средств производства от трудящегося, поставить его личный доход в прямую зависимость от напряжённости и творческого характера личного труда. Ныне к этой идее прибавляется ещё и преодоление эксплуатации, поскольку народными мыслятся предприятия без хозяев-капиталистов или при незначительной их доле в собственности предприятия, которая является или мыслится общественной и раздаётся в аренду или иным образом конкретным ответственным лицам или коллективам. Всё заработанное сверх заранее оговоренной платы является личным доходом работающих. Движение началось при «советском», православном социализме как раз как средство преодоления поголовного отчуждения от средств производства. Оно существует и поныне в виде нескольких десятков предприятий.

– Для движения за персонализацию собственности – идея преодолеть и отчуждение, и эксплуатацию сразу, причём во всей стране, путём её, страны, глобальной денежной оценки, деления полученной суммы на число граждан и наделения каждого, включая младенцев, получившейся от деления долей в виде персонального вклада в банке. Эта доля объявляется неделимой, не наследуемой и используемой в виде взноса в фонд предприятия, на котором гражданин работает, а также в виде источника финансирования при инициативном создании новых производств и источника процентов, на которые гражданин живёт, если не работает. Первичность народного государства и вторичность персонализации собственности, о которой я говорю во втором абзаце, здесь фактически декларируется, поскольку требовать изложенного от нынешнего, буржуазного государства бессмысленно даже в порядке обсуждения. Ныне, стало быть, движение носит чисто пропагандистский характер. Главный лозунг движения: «Собственность – каждому!».

Оба движения, таким образом, декларируют преодоление отчуждения производительной собственности (средств производства) от трудящегося, но адекватного этой идее механизма её реализации не предлагают. В частности, для движения за создание народных предприятий общественной (то есть управляемой выборными или нанятыми чиновниками) предполагается или является лишь собственность данного предприятия, а движение за персонализацию действительно общую, естественно общую собственность, страну, сразу же делит на персональные доли с ограниченным правовым статусом. Доли, не способные функционировать и с весьма слабой мотивацией активной личной деятельности.

Практически не проработан вопрос о концентрированном выражении собственности – вопрос о власти.

Преодоление эксплуатации мыслится традиционно пропагандистски упрощенным, не учитывает как буржуазного присвоения прибавочной стоимости в интересах самих эксплуатируемых (в эксплуатацию традиционно включается вся сумма прибавочной стоимости), так и, с другой стороны, не учитывает косвенной эксплуатации через налоги на буржуазно-феодальные нужды буржуазного или «социалистического» государства, а также через всю систему буржуазных или православно-«социалистических» (якобы плановых) рыночных производственных отношений.

Всё это не поднимает оба движения над уровнем бытовых, буржуазных и даже феодально-рабских представлений. Тем не менее оба движения содержат элементы, без которых не реализуем действительный, научный и практичный, коммунизм Маркса, то есть человечность, материалистический гуманизм (см. также ниже).

В движении за создание народных предприятий это, хотя и весьма ограниченные, возможности для трудовой и творческой самореализации человека.

В движения за персонализацию собственности это, хотя и совсем не реализуемое, право каждого распоряжаться своей долей, частью общей собственности.

На подробностях я остановлюсь ниже или в ответах на вопросы.

Этого, конечно, слишком мало, чтобы создать действительно мобилизующую идеологию действительно левого политического движения, однако в других так называемых «левых» политических течениях нет даже и такой малости.

Вот главное, чего, на мой взгляд, не хватает.

Не хватает понимания того, что в ответственном владении каждого естественно находится (ибо народ в целом перманентно ответственен за всё происходящее независимо от власти) и каждому должна принадлежать юридически не доля, а вся страна. Должны принадлежать не только средства производства (собственность) и производственные отношения, а и их концентрированное выражение – власть. И не только через представителей, депутатов и чиновников, а и через личную деятельность каждого. Не хватает понимания того, что вместо утопического лозунга: «Собственность – каждому!», реализуем лишь лозунг: «Вся собственность, вся власть – каждому!» А поскольку вся собственность и вся власть – тождественны, то годится любой из них: «Вся собственность – каждому!» или «Вся власть – каждому!»

Реализуемы эти (тождественные) лозунги наделением каждого, от рождения, конституционным правом лично распоряжаться любой посильной частью этой общей собственности, то есть частью всей страны. То есть правом претендовать на любую работу и любую должность. От президента и до уборщицы, и до кухарки – столь любимого либералами и вообще бюрократами всех мастей и расцветок – объекта насмешек. Хотя ни одна кухарка, пожалуй, не опозорилась бы так жидко и вонюче, как эти самые либералы, развалившие страну, одолевшую фашизм.

Каждому от рождения – это чтобы избежать бюрократической процедуры утверждения и проверки критериев дееспособности. Она должна определяться по конкретным предложениям и делам каждого. Один и в семь лет способен создавать мировые шедевры, а другой – и в дряхлости лишь читать по бумажке чужие глупости.

Конечно, при столь широком праве каждого появятся множества претендентов на любой лакомый кусочек. И здесь не избежать традиционных процедур выборов, конкурсов и даже жребия и очереди. Чтобы в итоге это право каждого реализовывалось по приоритету таланта, компетентности, трудолюбия. Без мерзостей блата и первоначального накопления. Чтобы и каждый студент, и каждый рабочий по собственному желанию мог бы стать «простым народным олигархом», и хозяином, и политиком сразу. Преодолевая апорию «диктатуры пролетариата».

Но вот, наконец, всех выбрали и назначили. И что же дальше? Приходим к традиционным формам государственной, общественной и даже частной собственности? Остальные могут реализовывать это своё право лишь по мере естественного выбытия предшественников? После их двух, трёх – и так далее – сроков?

Нет. Нужна ещё неукоснительная ежегодная сменяемость всех и всяких «пиздецменов» (хозяйственных руководителей), «депутатов и чиновников», а также пропорциональная действующая демократия. Это когда на любую выборную, конкурсную и т.п. должность назначают занявших как первое, так и последующие места (второе – минимум) и они либо делят год, либо к году прибавляют доли года, пропорциональные полученным голосам и баллам.

При этом права меньшинства не только лишь провозглашаются, а действительно реализуются. Без этого не достижима и истинная компетентность. Ведь именно меньшинство всегда и формирует будущее. Хотя, понятно, и не всякое меньшинство. Понятие социальной справедливости себя также изживает, возвышаясь до истинной человечности, справедливости для каждого человека. Вот это и есть настоящий, материалистический гуманизм.

И вот после всего этого пусть либералы, всякие там янки и гайдарочубайсы, попробуют хвастаться своей «свободой» и «демократией», своими «правами человека»!

Понятно, что любые попытки любого человека продлить свои полномочия сверх установленного общественным договором и законом срока следует рассматривать и будут рассматриваться как покушения на кражу чужой собственности, чужой жизни, а не желающих участвовать в голосовании при этом будет немного.

Сверхзадачей таких новаций является побуждение к созиданию условий, при которых законы, написанные под себя, станут пригодны для всех, а добрые начинания каждого получат поддержку, независимо от официального статуса их авторов. То есть любой человек, срок полномочий которого истёк, может продолжать действовать на правах рядового совладельца всей общей собственности, всей страны.

При этом срок в 1 (один!) год является оптимальным для пребывания в любой должности, как в руководящей, так и в исполнительской, в том числе рабочей и крестьянской. Год поработал на славу, надо отдохнуть, идти в отпуск. Вот и иди! Уступи место другому, в том числе тому, которого сам же и подготовил. А ещё и отчитайся на досуге, как поработал, куда идти дальше: вперёд и выше или – в тюрьму.

И категорически никаких повторных сроков подряд! А вот попытать счастья через год вернуться на прежнее место, продолжить собственные добрые начинания – вот это можно только поощрять. А на протяжении этого года можешь и не бросать эти свои начинания, но уже не в руководящей должности.

Естественно, сменяемость не распространяется и не может распространяться на общественно-полезное научно-техническое и художественное творчество, которое можно лишь поощрять, на которое лишь и можно рассчитывать как на основу и личной самореализации, и всего общественного прогресса.

Бюрократия мнит себя незаменимой и по поводу неукоснительной сменяемости непременно поднимет дикий вой и хохот. Однако ничего радикально нового в этом предложении нет. Сменяемость неизбежна. Сама жизнь, а уж смерть и подавно, нас заменяет. Просто сейчас темпы общественного развития таковы, что естественный демократизм смерти уже явно недостаточен. Был позитив даже и в преступной, кровавой сменяемости, но не времён, а безвременья сталинщины. Конечно, потребуется некоторое перепроизводство управленцев и более широкое применение таланта и трудолюбия граждан. Но без всего этого народовластие вообще невозможно.

Ну, а возможное возражение: «Всё растащат»! – уже наполовину опровергнуто историей. Всё растащили как раз потому, что этого не было. Попробуй, растащи, если в затылок сопит череда дошлых сменщиков!

Ещё слышу крики: «Год – это хуже чем ничего! Вон Путин только пассажиром на подлодках плавать и на истребителях летать – пять лет учился!»

А вот с этим как раз и пора давно кончать: учить наполеонов на крови и страданиях миллионов. Учиться, тренироваться, входить в форму – всё это надо заранее, не забывая и про овраги, если гладко на бумаге. Год – это для такой работы, после которой и дня без отдыха не прожить! И не просто учиться, а заранее готовить технические, технологические, социальные и кадровые решения. И воплощать их сразу, по мере готовности, не дожидаясь назначения, в доступной части. Устраняя извечный конфликт: «Лучшее – враг хорошему». Отслеживать, но не мешая работе, дела текущие. Прогнозировать их развитие и сравнивать факты с прогнозами. В общем, нужна постоянно и повсеместно действующая школа дублёров. Вот это, а не «советские профсоюзы», и будет настоящая «школа коммунизма».

«Ну вот», мол, «все только и будут тренироваться! А работать кто будет? Землю пахать – кто»? Ну, об этом уже писал Владимир Владимирович, но не Путин, а Маяковский: «Сидят папаши, каждый – хитр. Землю попашет – попишет стихи». Это ведь для тех, кто может «пахать» и «стихи», и «землю» сразу. Хотя при этом не отвергается и посильное управление государством «каждой кухарки».

А учиться непременно надо начинать уже сейчас, и немедленно, пока «фурычит» частная собственность. «Учиться у буржуазии» – как говорил Ленин. В этом и состоит «историческая необходимость частной собственности» – как говорил Маркс. И не просто учиться, а перехватывать «по наглому» инициативу у буржуазии также, как она перехватывала её у феодалов!

Вот в этом и состоит главная задача народных предприятий. Вот они как раз и призваны стать не только школой, но и материальной базой, и идейным, и боевым центром, форпостом настоящего, марксова коммунизма. Для этого им надо неуклонно, перманентно завоёвывать всенародную популярность, всенародное признание. Результатами своего труда. Словом правды о действительно народных интересах, о действительном будущем. Вовлекать в своё движение все классы и слои общества, особенно молодёжь, особенно интеллигенцию, в том числе в качестве рабочих. Ибо интеллигенция обладает принципиально неотчуждаемой собственностью – знаниями и творческим потенциалом, которая может быть как антиобщественно частной (преимущественно в форме бюрократии), так и общеполезной, общей.

Близорукие, самоубийственные частнособственнические инстинкты безусловно будут стремиться уничтожить и разграбить народные предприятия. И им не устоять без всенародной поддержки. Без предпочтения их продукции товарам буржуйским и закордонным, непременно порченным от тяги к сиюминутной прибыли. Без взаимоподдержки и совместной защиты от властного и прочего рэкета и произвола.

Нужно переломить их. Нужно, чтобы и буржуи стали проситься принять их в союз народных предприятий, который должен организовываться как власть. Вот когда токая организованность будет достигнуты, можно будет провозгласить лозунг Ганди: «Никакого сотрудничества с оккупационной властью», каковой фактически и является власть нынешняя. Всемерная поддержка народных предприятий – дело чести любого левого политического деятеля, течения, любой партии, позиционирующей себя на левом политическом фланге!

Основным источником финансирования для улучшения деятельности народных предприятий может быть только трудовой кредит. Это когда прибавочная стоимость сознательно направляется на общие нужды, но не просто изымается, а зачисляется каждому её производителю двумя долями.

Одна доля – это личный фонд, который может быть использован для улучшения общей деятельности по личному усмотрению её хозяина. Если улучшение достигается, хозяин вправе рассчитывать на бо'льшую часть эффекта, если срывается, то он рискует своим вкладом. Эту долю хозяин может объединять с долями других хозяев, дарить, продавать, покупать, приумножать используя, использовать как залог при получении кредитов, передавать по наследству и т.д. Но она остаётся на данном предприятии, в том числе на персонализированном счёте в банке, либо может быть переведена на другое предприятие, в другую организацию вместе с хозяином. Вот это и есть настоящая персонализированная собственность. Она особенно необходима профессиональным новаторам, которые, как правильно отмечает М.В. Бойков (ЭФГ № 11/06, «Почему не состоялся коммунизм?») и являются действительными вечными двигателями общественного прогресса.

Другая доля – это общий фонд с персонализированным учётом вкладов. Используется для развития общих дел с предпочтением мнений вкладчиков. Им же принадлежат и риски, и лавры, в том числе финансовые. Вклады также могут быть предметом финансовых операций, в том числе с обменом на вклады других предприятий.

Какая же при этом должна быть экономика: либерально-рыночная? социалистически-рыночная? плановая? смешанная, как было у Зюганова? двухуровневая, как было у «будущников» – «большевиков» (ВКПБ), а теперь стало и у Зюганова?

Нет. Экономика должна быть рыночно-плановая, то есть реализация общественно-полезных начинаний любых конкретных лиц должна быть положена в основу планирования. То есть основным законом планирования должна стать перманентная корректировка планов по инициативам снизу с целью повышения их уровня.

Противопоставление рыночной и плановой экономики – это ещё одна большая путаница, ещё один пример втягивания школярского марксизма в бессодержательную буржуазную дискуссию. Содержательно лишь противопоставление рынков «социалистического» и либерального. «Советская социалистическая экономика» тоже была рыночной. Рынок – это выбор. Можно выбрать готовый товар, а можно – ещё только идею его создания. Можно выбрать свободно из множества доступных вариантов, а можно лишь из двух вариантов: либо жить, либо умирать.

Либеральный рынок – это когда «что производить» выбирает буржуазия, ориентируясь на свой частный карман, прижатый всей остальной буржуазией, а «что потреблять» выбирают все, также ориентируясь на свой карман, прижатый всеми.

«Социалистический рынок» – это когда и «что производить», и «что потреблять», и прижатие карманов выбирает партгосноменклатура, ориентируясь на то, чтобы не обделить себя, любимую. Потому и воюя против слова «рынок».

Гуманистический рынок – это когда и «что производить», и «что потреблять», и прижатие карманов выбирают все, ориентируясь на наличные и перспективные ресурсы и потребности, включая ресурсы и потребности саморазвития каждого. Конечно, и в рыночно-плановой гуманистической экономике основной материальный поток будет течь по достаточно стабильным планам. А это и позволит сконцентрировать интеллектуальные ресурсы на реализации полезных начинаний каждого.

Понятно, что эти начинания должны быть объявлены всенародным достоянием. То есть должна действовать «презумпция внедрения» и его обязательность. То есть не автор должен доказывать целесообразность внедрения и добиваться его, а общество – доказывать нецелесообразность, если таковая выявляется. Автор же должен быть ответственен за достоверность предоставляемой информации.

Понятно, что упраздняется и коммерческая тайна, а защита интеллектуальной собственности становится не менее важной обязанностью государства, чем защита любого иного труда, любой иной собственности.

Вот мы и произнесли слово «государство». Что же это будет за государство? Место политической диктатуры пролетариата займёт всенародная защита суверенитета страны, охрана права и правопорядка, в том числе и собственности. Всё это войдёт в состав функций государства. То есть это государство как власть, как хранитель основных принципов общественного устройства, будет носить политический характер, но оно не будет иметь социально обусловленных политических противников. Упреждение причин для появления таких противников будет одной из его функций. То есть оно уже не будет государством в классическом смысле, о чём и писал В.И. Ленин в работе «Государство и революция».

Но оно и само будет частью общей собственности, то есть также будет охвачено и неукоснительной сменяемостью, обеспечивая тем каждому гражданину право на прямое исполнение посильных государственных функций. В состав этих функций естественно войдёт всё, что граждане посчитают нужным передать в общенародное ведение. Прежде всего, это то, что не может быть выполнено или оптимизировано инициативами граждан и их локальны организаций. Это будет, стало быть, организация всех граждан, самих граждан, орган действительного самоуправления всего народа. Поскольку такого государства ещё нет, то о нём придётся говорить как о «будущем государстве». Но именно такое государство надо иметь в виду, разрабатывая программу будущего гуманистического общественного устройства.

С возвышением собственности до невиданного ранее уровня общей и с неукоснительной сменяемостью человечество приобретёт такие возможности комбинирования своих способностей, при которых станет актуальной реальностью бесконечность его прогресса. Правда, на начальных его этапах будет возрастать и смертельная угроза дикарских религиозных идеологий, как случилось при перерождении марксизма-ленинизма в сталинщину. Вплоть до их полного разоблачения и вытеснения испепеляющим светом Разума.

Не пора ли вообще перестать уповать на войну, разруху, промахи власти, а становиться действительным авангардом общественного прогресса, привлекательным для общества не на фоне ублюдков, а истинной человечностью своих проектов и действий? Человечностью не только для пролетариата, который исчезнет, станет бывшим пролетариатом, но и для буржуазии, которая также исчезнет, также станет не просто бывшей буржуазией, а, некоторое время, ещё и «всенародным учителем» деловитости и предприимчивости. А одновременно и учеником в школе согласования личных и общественных интересов. В соответствии со строкой Манифеста: «…пролетариат не может уже освободиться от эксплуатирующего и угнетающего его класса (буржуазии), не освобождая в то же время всего общества навсегда от эксплуатации, угнетения и классовой борьбы» – как писал Энгельс, ссылаясь на Маркса, в 1883 году. И буржуям коммунизм судить не за что. Не судить им его надо, а уповать на него пуще пролетариата. Потому что им есть чего терять и помимо своих цепей. Своих цепей, приковывающих их и к убожествам частной собственности, и к дикому, звериному рынку, и к пролетариату.

Подробности – в моих работах «Гуманистический материализм» (Гумат), «Либеральная страшилка против марксизма», «Левей, ещё левей » (О докладе Зюганова XI съезду КПРФ), «Кто такие социал-демократы и как они воюют против друзей народа теперь» (О проекте Программы КПРФ) и в других.

Да здравствует гуманизм! Да здравствует единство всех левых, антибуржуйских сил! Да здравствуют Права Человека, равные для всех! Да здравствует всенародная революция, решительная и скорая! Пролетарии всех стран, соединяйтесь со всеми народами – против буржуйского злобализма!

Даёшь общенародную Гуманистическую Партию России (ГПР)!

Академик Международной академии                                      Лихачёв В.И.

энергетических инверсий (МА ЭНИН)                                   т.м. 8.909.258. 84-33

имени П.К. Ощепкова, изобретатель СССР,                          e-mail:vladimir36@bk.ru

инженер, философ                                                                   24.05.06